anna_domini: (Default)
[personal profile] anna_domini
...то здесь был стертый пост. Пожалуй, он даже стоит восстановления.

Я тут скачала посмотреть "Профессия - репортер". Нет, не передачу, а исходный фильм Микеланджело Антониони. С молодым Николсоном в главной. Честно говоря, пока не досмотрела, поскольку, как оказалось, в нем много политики, а не зная всей подоплеки, разобраться в сюжете достаточно сложно.

Но я вообще не о том хотела. Завязка: мужик-журналист находится в Африке, в каком-то богом забытом месте. После того, как в очередной вылазке его джип завяз в пустыне, он едва живой добирается обратно до гостиницы пешком, а там обнаруживает, что его сосед - некий американец по фамилии Робертсон, - мертв. Как затем выясняется, у американца были какие-то темные делишки и больное сердце.
Герой Николсона ничтоже сумняшеся меняет фотографию в их паспортах и становится "другим человеком". Обслуга не замечает подмены - подозреваю, для африканцев все белые тоже на одно лицо :)

Затем мне пришлось прерваться, а мысль работает дальше. Вот есть журналист, который в одиночку путешествует в опасных местах вдали от цивилизации. И этот американец, который по хорошему должен вести полуинвалидную жизнь, а вместо этого разъезжает по всему миру. Как это возможно, что в голове у этих людей? Неужели они ничего не боятся? Не боятся умереть в одиночестве без всякой помощи - а такой конец может поджидать их фактически на каждом шагу?

Дальше я думаю, что среди моих более-менее знакомых (а это где-то порядка, положим, 1000 человек) нет ни одного - НИ ОДНОГО, - кто вел бы какую-то, скажем так, сильно нестандартную жизнь. Я разве что слышала о подобных людях - ну или читала в ЖЖ. Среди близко знакомых таких людей нет.
Среди моих одноклассников, кстати говоря, было всего 3-4 человека, кто пошел учиться не в тот ВУЗ, куда мы поступали "автоматически" - т.е. выпускные экзамены были и вступительными. И да, далеко не всем при этом грозила армия.

Дальше я думаю вот о чем. О насущном :) О воспитании детей в этом контексте.

Получается, вместо того, чтобы РАСШИРЯТЬ горизонты и возможности ребенка (и поощрять веру в эти возможности), родители занимаются тем, что горизонты сужают и возможности ограничивают. Естественно, потому, что идти по заведомо проторенной дорожке куда безопаснее и проще. Гарантированно получишь свой кусок хлеба. Меньше риски. И так далее. Из раздела "не получишь высшее образование, станешь дворником".

Это при том, что вообще говоря, в этом мире мы можем делать ВСЕ, ЧТО УГОДНО. То есть абсолютно все. Интересно, насколько вы это осознаете? Я, даже задумавшись об этом, не могу с уверенностью сказать, что осознаю до конца. Что вот при желании я могу поехать практически куда угодно, заняться чем угодно, познакомиться с кем угодно, и так далее. Естественно, разные цели потребуют разное количество ресурсов и затрат времени, но возможностей столько, что их не объять умом.

Но. Мои заштампованные родителями мозги до сих пор не могут этого осознать. Тем более, меня воспитывали совсем не для той реальности, в которой мы живем теперь.

Как перенастроить себя на то, чтобы воспитывать ребенка иначе? Учить его ориентироваться и адаптироваться, принимать решения в неоднозначных ситуациях, мыслить нестандартно, видеть перспективы и возможности, пользоваться всем, что есть под рукой, и так далее? Как это сделать? Когда сам не умеешь? Не понимаю.

Date: 2012-01-10 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] velworks.livejournal.com
Un matin nous partons, le cerveau plein de flamme,
Le coeur gros de rancune et de désirs amers,
Et nous allons, suivant le rythme de la lame,
Berçant notre infini sur le fini des mers:


(Бодлер, в переводе Цветаевой это звучит (не очень точно), как

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль — и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.)

завидую, похоже с Вами этого еще не случилось.

Date: 2012-01-11 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
Видимо, я еще настолько не доросла, что вообще не понимаю, о чем речь :)

Date: 2012-01-10 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] davarix.livejournal.com
имхо, вот учить и воспитывать точно не стоит - чем пассивнее твоя роль будет, тем лучше (умозрительно, если чо)

Date: 2012-01-11 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
умозрительно может оно и так, только на практике фиг получается :)
я бы сказала, стоит постараться максимально отслеживать самое себя и минимизировать те вредные тенденции, которые отслеживаются. это лучшее, что можно реально сделать.

....я, например, ежедневно ловлю себя на каких-то вещах, "снятых" с собственной матери. бррр.
:)

Date: 2012-01-10 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] argonaerrenfild.livejournal.com
всего лишь дав ему возможность самому выбирать и пробовать, предупреждать о возможных неприятностях, но не запрещать (если это не наносит вред другим), а самостоятельности, сообразительности, упрямства, гонора и прочего, я так подозреваю, ему на десятерых хватит )))

Date: 2012-01-11 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
всего лишь, ага :)))))
про гонор - ой, не фаааакт. пока что мальчик боится всякого разного все больше и больше. то ли возраст такой, то ли умнеет на глазах :)

Date: 2012-01-10 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] zaizeva.livejournal.com
Может, кое-что зависит и от ребенка тоже? Самое главное в момент выбора института или работы не давить на него никак, а еще лучше, отправить в путешествие сразу после школы/2 курса/окончания вуза. Сам увидит ширину горизонта.

Date: 2012-01-11 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
понимаешь, вопросы института и работы - это уже вопросы к сложившемуся человеку. а вот как его "сложить" так, чтобы - вот это вопрос вопросов.
(deleted comment)

Date: 2012-01-11 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
иногда учить иным вещам опасно для здоровья :(( даже жить не по лжи, кстати.

у Кубрика где, в Сиянии? Я не видела, надо будет глянуть.

Date: 2012-01-10 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] irondragonfly.livejournal.com
Насколько я помню, меня не учили ни тому, ни другому. Поступала оба раза, куда хотела, и не помню особых советов на этот счет. То есть я вообще не припомню каких то вещей, которые давались бы мне "по большому счету", ну, чтоб мне что-то такое сгружали по поводу того, как надо жить, чем заниматься, строить отношения с людьми. Все, чему учили, было чисто практического, прикладного характера. Не знаю, насколько это общеприменим, но непосредственно в нашем случае сработало неплохо.

Date: 2012-01-11 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
у тебя, судя по всему, была достаточно нестандартная семья.
написала бы когда-нибудь, кстати, как тебя воспитывали в детстве :)

Date: 2012-01-11 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] irondragonfly.livejournal.com
Почему - была? Они оба живы.

Никак меня особо не воспитывали. В смысле - специальных именно воспритательных задач у них явно не было. В общем, я и моё воспритание вообще не были главной заботой на фоне сначала Перестройки с нехваткой всего, потом переезда, потом войны. Меня учили делать какие-то вещи, чтоб быть в меру сил, по возрасту, полезной в семье, со мной общались, но никаких "программных" вещей точно не задвигали. Никто никогда не говорил мне, например, куда следует поступать, с кем и как дружить, как относиться к мужчинам, с кем встречаться и чем заниматься в жизни. Когда я решила не выходить замуж и не иметь детей, это не комментировали (и вообще никаких речей о "предназначении женщины" и прочей фигне ни разу не произносилось). Когда я ушла с работы на вольные хлеба, это тоже не комментировали. Когда я внезапно вышла замуж, надо мной поглумились, но и только. И главное - я никогда не была "смыслом жизни" для родителей, у них хватало и других проблем, интересов и забот. Поэтому никакого идейного продолжения из меня никто и не лепил.
Все это было нифига не безоблачно, у отца чудовищно тяжелый характер и вдобавок ПТСР, поэтому я и съехала отних ещё на первом курсе. Это спасло отношения, потом мы встретились уже как взрослые и симпатичные друг другу люди, и всем было, куда отступать в случае чего.

Date: 2012-01-20 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
кстати, Нэсли, а тебя никогда не мучило, что ты не была "смыслом жизни"?

Date: 2012-01-20 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] irondragonfly.livejournal.com
нет, потому что я принимала это как должное, у меня и в мыслях не было, что я должна быть чем-то таким. Собственно, я и сейчас считаю такие варанты, когда ребенок - центр вселенной, очень нездравыми.
Я не могу быть ничьим смыслом жизни, как никто (родители, дети, мужчины) не может встать в центре моей. Это ведь не отменяет любви, заботы, привязанности, нежности и прочих прекрасных вещей.

Date: 2012-01-10 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] bold-crow.livejournal.com
опять у тебя все в кучу блин(

Date: 2012-01-11 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
что думаю, то и пою :))

Date: 2012-01-11 12:30 am (UTC)
From: [identity profile] snus-mumrick.livejournal.com
Для удобства комментирующих надо бы этот пост разделить на мысли, а то они у тебя сплелись в один тугой комок змей.

Date: 2012-01-11 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
да, все логически мыслящие тут же замучились :)
а что делать, я писала в той же последовательности, как думалось :)

Date: 2012-01-11 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] impangel.livejournal.com
ничё мы не замучились )) имхо - мысль как раз логически перетекает из одной в другоую. Потому можно в каком-то моменте обрезать и только его обсудить ;)

Date: 2012-01-11 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] vidrik.livejournal.com
Я шла, шла по проторенной дорожке, а потом поняла, что зашла не туда.
В общем, месяц работы с психологом - и пошла туда, куда хотела. Да, там было много всяких заморочек и страданий, что ни фига не получается. Но сейчас мне все нравится.

Date: 2012-01-11 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
хорошо тебе - месяц! имхо, чаще всего это должен быть год-два. а это очень сложно финансово :(

и да, как все-таки растить мальчика так, чтобы психологов не требовалось?..

Date: 2012-01-11 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] vidrik.livejournal.com
Я тебе больше скажу - я ни копейки не платила за психолога, хы.
Повезло. Молодая, без привязок, психика гибкая была...

А вот на этот вопрос тебе никто никогда не ответит, увы.

Date: 2012-01-11 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] impangel.livejournal.com
я только про вторую часть ))
Понимаешь, дорогая, весь корень зла в том, что к тому моменту, когда человеку нужно сделать осознанный выбор он еще слишком мало смыслит, слишком много хочет, слишком мало готов тратить своих сил и упорства и тп. Сплошные конфликты хотелок и опыта/реальности...
И если не ограничить в этот момент горизонты, то и получится "дворник" в лучшем случае.
Ты упускаешь, что как раз те дже родители (при условии, что им в этом мире хватает времени и сил/средств) изначально дают ему не просто большие горизонты, а еще и принудительно придают векторы движения во все стороны этих горизонтов ("а еще кружок по фото, и, конечно, петь охота")

Да, и тебя, и меня воспитывали не для этой реальности. Но как раз мыслить и принимать решения ты умеешь. В любом случае, гораздо лучше, чем современное вьюношество, believe me )
Про то, как учить ребнка ориентироваться и адаптироваться... Ну, не мне тебя учить, но дорога ко всему - все-таки диалог и "отпускание ситуации" - то, что davarix назвала "пассивной ролью": дать обзор ситуации, обсудить варианты, а решение оставить за ребенком. Ну, и посмотреть потом вместе, что получилось ;)
Edited Date: 2012-01-11 07:13 am (UTC)

Date: 2012-01-11 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
ну, раньше к 16 годам люди были уже далеко не так инфантильны, как сегодня :)
плюс у меня почему-то ощущение, что на пресловутом западе дети гораздо более осознаны и лучше ориентируются, чем их сверстники у нас.
про принудительные векторы и речь. это и есть ограничение, а не горизонт.

про пассивную роль - кто бы знал, как это сложно! ведь это нужно делать с пеленок. вот стоишь ты и смотришь, как твой ребенок лезет куда-то, и точно знаешь, что пока ему это не по силам и он точно свалится. и, получается, должен стоять и ждать, пока он сам набьет себе опыт и шишку :(((((( садо-мазо такое получается.

Date: 2012-01-11 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] impangel.livejournal.com
ну да, это даже мне понятно, что пассивно смотреть на шишки и ожоги чада - непростой выбор ))

Раньше тоже разные были. но в целом соглашусь.
Ой, Ань, вот тока не надо мне на Запад кивать, у меня сразу начинается дикая идиосинкразия ))
Где они более осознаны и лучше ориентируются?)) Итальянцы? - поголовно маменькины сыцнки и инфантилы. А немцы - уже не знают, как свою молодежь заставить бросить учиться (просто чтобы не работать) лет до 35-40 и таки начать работать. Все на родителях и гос. дотациях "висят".
Предположу, что во Франции - схожая ситуация. Про греков с их кризисом сейчас сложно что-то сказать, но судя по тому, что мои знакомые рассказывают...

А ежели ты про америкосов... )) Так вот от их практического (читай, бытового) ума не слишком много пользы ) - нация мутантов...

Не, принудительные векторы - это никак не ограничение, это как раз усилие со стороны родителей (причем нехилое) показать крошке: "посмотри, какой мир, и как много в нем всего прекрасного и интересного", ага)

Date: 2012-01-11 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
про запад - у меня почему-то была более радужная картинка.... но пожалуй, ты права.

а почему американцы - нация мутантов?

Date: 2012-01-11 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] impangel.livejournal.com
чьорт! слетел пост (
Аня, ну, нельзя же так провоцировать. Я же вот сейчас выскажусь, а меня помидорами закидают. Ну и пусть, помидоры для кожи - хорошо )

Предварю: а)да, есть исключения из общей массы, но они - исключения б) да, я там была, видела, общалась
Короче, Задорнова слушала? - вот он правду говорит % на 85-90.
Я совсем не об их фенотипе, взращенном на фастфуде.
Я в целом о преобладающих моральных императивах, уровне знаний и сопутствующей этому/ взращивающей культуре. Все, что можно зачесть им с Большой Буквы - осталось в очень далеком прошлом и было наследием Европы...
Edited Date: 2012-01-11 01:40 pm (UTC)

Date: 2012-01-11 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] puh-drakonych.livejournal.com
"вел бы какую-то, скажем так, сильно нестандартную жизн"

У меня есть. Но я им нифига не завидую. Такая жизнь, в конце концов, очень доступна.

Позавидовать могу только тем немногим знакомым, кто удачно совместил образование, профессионализм, разумные риски - и добились непыльной перспективной работы с отличными доходами и кучей свободного времени. Это куда менее доступно - годы усилий, необходимость таланта, бешеная конкуренция.

Date: 2012-01-11 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
а как они живут, твои примеры?

Date: 2012-01-11 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] puh-drakonych.livejournal.com
первые или вторые? )

Date: 2012-01-11 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
которые нестандартные.

Date: 2012-01-11 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] puh-drakonych.livejournal.com
ну например, одна пара уже лет пять бОльшую часть года проводит в Индии или Непале. Летом в Питере работают, остальное время там отдыхают: постигают буддизм, приторговывают индийскими шмотками, путешествуют по стране и тд )) Притом у них не распространенный вариант сдачи квартиры в Москве, а самостоятельный активный заработок.

Date: 2012-01-17 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] khristalia.livejournal.com
У меня есть нестандартные друзья. Покорители горных вершин, снежные барсы. Их горизонт ограничен желанием покорять вершины, на все остальное они плевать хотели. Так что у каждого свой кусок мира, все не охватишь.
Про детенышей. Я своим пытаюсь внушить что ВСЕ, что они захотят - реально. Старшую вытащила из депрессии в восьмом классе, всунув в интернет, потом вытолкав участвовать в конкурсе, в результате которого она в 16 лет год провела одна в Америке. Нормальная выросла девица, щас волонтером вот в Сочи записалась, мотается на каникулах по стране самостоятельно. Сейчас пытаюсь из младшей выцарапать подростковое "как все".

Date: 2012-01-20 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] anna-domini.livejournal.com
а как это внушить? бывают дети решительные и храбрые от природы, а бывает - нет.

Date: 2012-01-20 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] khristalia.livejournal.com
примерами из жизни. у меня как раз так - старшая пробивная, младшая тюха. Показываю мир с разных сторон, пытаюсь рассказать, что школа - это только маааленькая часть жизни, не всегда самая важная. А то загнобят нафиг.

Profile

anna_domini: (Default)
anna_domini

January 2023

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 20th, 2026 06:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios